Инклюзивное образование для детей с ОВЗ

18 сентября 2020 - redaktor

              Одна из наиболее актуальных проблем образования в настоящее время – организация совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и их нормально развивающихся сверстников в условиях массовых образовательных учреждений. Как считает большинство отечественных и зарубежных коррекционных педагогов и психологов, все дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в обогащении опыта социального и учебного взаимодействия со своими нормально развивающимися сверстниками.

Введение ФГОС обеспечивает детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) компетенциями, необходимыми им для успешной социализации в современном обществе.

Поэтому для детей с ОВЗ необходима   инклюзивная модель образования.

«Инклюзия» от англ. inclusive-означает «включенность» - термин, используемый для описания процесса обучения детей с ОВЗ в образовательных учреждениях.

Инклюзивное образование - это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Нормативно-правовая база, инклюзивного образования закреплена в следующих документах:

· Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995)

· Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» – (инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей).

· Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 7июня 2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании»

· Приказ Минобрнауки России № 1014 от 30 августа 2013 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам программам дошкольного образования»

· Федеральный государственный образовательный стандарт ДО (далее ФГОС ДО).

С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями, поэтому вопрос об инклюзивном образовании является актуальным.

Первая общественная образовательная система, в которую попадает любой ребёнок - это система дошкольного образования. И если для родителей нормально развивающегося ребенка детский сад - это место, где он может пообщаться, поиграть с другими детьми, интересно провести время, узнать что-то новое, то для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад может стать местом, где их ребенок будет полноценно развиваться и адаптироваться, приспосабливаться к жизни, так как построение коррекционно-развивающей программы в ДОУ обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка с ОВЗ.

Федеральный государственный образовательный стандарт даёт шанс улучшить перспективы детей. Ведь получать образование перед школой крайне полезно каждому ребёнку, а детям с ОВЗ — особенно. С его помощью они учатся общению с другими детьми, развивают коммуникативные, поведенческие функции, взаимодействуют друг с другом.

Организация инклюзивного образования в нашем учреждении строится по следующим принципам:

Принцип обеспечения индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы. Индивидуальные программы развития ребенка построены на диагностике его функционального состояния и предполагают выработку индивидуальной стратегии развития конкретного ребенка. Индивидуальный подход предполагает не только внешнее внимание к нуждам ребенка, но предоставляет самому ребенку возможности реализовывать свою индивидуальность.

Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка решает задачу формирования социально активной личности, которая является субъектом своего развития и социально значимой деятельности. Когда активность находится целиком на стороне взрослых, которые заботятся о ребенке, считая, что его особенности не позволяют ему реализовывать свои возможности, формируется «выученная беспомощность», феномен, когда ребенок ожидает внешней инициативы, сам оставаясь пассивным.

Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников предполагает создание условий для понимания и принятия друг друга с целью активного включения детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума.

Принцип междисциплинарного подхода требует комплексного подхода в определении и разработке методов и средств воспитания и обучения детей с ОВЗ. Специалисты (воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог), работающие в группе, при участии старшего воспитателя, регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в целом.

Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания предполагает наличие вариативной развивающей среды, т. е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, безбарьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность использования педагогом разнообразных методов и средств работы, как по общей, так и специальной педагогики.

Принцип партнерского взаимодействия с семьей предполагает, что усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста – установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.

Основные направления работы педагогического коллектива с детьми ОВЗ. Программа коррекционной работы в инклюзивной группе включает в себя взаимосвязанные направления:

● диагностика индивидуальных особенностей развития каждого ребенка;

● комплексная оценка ресурсов и дефицитов ребенка для составления индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной программы;

● планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы;

● организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы;

● мониторинг инклюзивного образовательного процесса.

 

Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах:

● Индивидуальные занятия направлены на развитие и поддержку функциональных способностей ребенка в соответствии с его возможностями.

формы организации активности детей. Индивидуальные занятия строятся на оценке достижений ребенка и определения зоны его ближайшего развития.

● Фронтальные Детско-родительские группы. Это комплексные занятия для детей и родителей, включающие в себя игры, творческие занятия, музыкальные занятия.

● Праздники, экскурсии, конкурсы - важная составляющая инклюзивного процесса. Они создают позитивный эмоциональный настрой, объединяют детей и взрослых, являются важным ритуалом группы и всего сада.

На коррекционно-развивающих занятиях используются специальные методы и приемы, которые помогают сделать обучение эффективным:

● позитивный эмоциональный фон занятия (положительная мотивировка, задание темы занятия с помощью сюрпризного момента);

● разнообразные формы организации учебного процесса: занятие – сказка; занятие – путешествие; занятие– игра; занятие – соревнование; занятие - викторина, занятие – прогулка; занятие –экскурсия и др.

● многофункциональные средства обучения: дидактические игры, проблемные ситуации, задания на сообразительность и смекалку, логические задачи, шифровки, игрушки-головоломки;

● наличие занимательных атрибутов (волшебная палочка, карта для путешествия, маски животных, овощей, героев сказки и т. д.);

● смена обстановки, использование физкультминуток, чередование динамических поз;

● использование в обучении интерактивных средств (просмотр тематических презентаций, видеороликов, проектная деятельность).

Сопровождение ребёнка - это, в первую очередь, мониторинг его состояния. Чтобы создать индивидуальный маршрут ребёнка с ОВЗ в ДОУ, важно провести полное всестороннее психолого - педагогическое обследование. Понаблюдать, побеседовать с ним, диагностировать проблемные и успешные зоны развития и только затем работать над индивидуальным подбором заданий и занятий. Некоторым категориям детей положен отдельный тьютор, который помогает решать ребёнку проблемы, при необходимости успокаивает, поддерживает. Для того чтобы получить услугу сопровождения тьютера, необходимо пройти комиссию ТПМПк.

Реализация индивидуального образовательного маршрута (далее ИОМ) осуществляется командой педагогов и специалистов психолого-педагогического сопровождения. В его составлении участвуют все педагоги, работающие с ребёнком: воспитатели, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагоги-психологи и другие. ИОМ включает в себя весь комплекс необходимых ребенку мероприятий, в нем оптимально планируется и распределяется нагрузка на ребенка. Благодаря этому повышается эффективность коррекционно-развивающей работы

В МБДОУ «Детский сад № 11» все специалисты (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, музыкальный инструктор, инструктор по физической культуре)  прошли курсы повышения по дополнительной профессиональной программе «Организация и содержание работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в условиях ФГОС ДО». Для детей с особыми возможностями здоровья в МБДОУ разработаны следующие адаптированные основные образовательные программы:

1.                   Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образовательного учреждения МБДОУ «Детский сад № 11 «Умка» для детей раннего и дошкольного возраста с задержкой психического развития, утверждена и введена в действие с 04 октября 2017 г.

2.                   Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образовательного учреждения МБДОУ «Детский сад № 11 «Умка» для детей  с общим недоразвитием речи с 3 до 7 лет,  утверждена и введена в действие с 04 октября 2017 г.

3.                   Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования  для детей  с нарушениями опорно-двигательного аппарата,  утверждена и введена в действие с 01 октября 2019 г.

4.                   Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей  с тяжелым недоразвитием речи,  утверждена и введена в действие с 01 октября 2019 г.

 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий